Фотоотчеты

Время: 19 марта 2016 г - 1 апреля 2016 г
Место: Приполярный Урал.
Тип маршрута: лыжный / пеше-горный туризм
Команда: Я и Петрович

Существует мнение, что если туризм мешает работе, нужно работу бросить. И мы с Алексеем полностью поддерживаем это. После всех праздников в новом 2016 году совершенно не хочется работать и вновь отправляемся туда, где нас нет, чтобы самим убедиться, насколько там хорошо.

Если честно, то мы очень долго собирались, даже купили лыжи для похода еще в ноябре, продумали маршрут, обсудили все возможные нюансы нашего путешествия и отработали технику подъема по заснеженному склону, подготовили снаряжение. Во всяком случае собирались все это сделать, но все получилось как всегда. Даже палатку закончили шить только ночью в день отъезда. Хватит о грустном, лучше поведаю вам о нашем героическом лыжном походе (прим. автора. "Героями" нас нарек Олег, знакомый вам по предыдущим отчетам, скорее всего, подразумевая наш большой, в кавычках, опыт в данного рода мероприятиях и, возможно, припоминая все наши казусы в прежних походах).

19 марта. Выезд в 7 утра.

До ЖД вокзала в Нижнем Новгороде нас подвез JON, персональная ему благодарность за это. В дороге скучать не приходилось, мы с Петровичем спали, ну а если просыпались, кушали и снова спали, ведь у нас отпуск.

Промаявшись пару часов на вокзале, дождались поезда и побежали занимать свои полки, чтобы провести на них ближайшие 38 часов. Ничего особенно интересного в дороге не происходило. Пассажиры стойко терпели все созданные для них удобства, к примеру, туалет, который через сутки замерз, не выдержав климатических условий. Причем замерз так, что даже лом не помог проводнице вернуть его в рабочее состояние. А какой неописуемый вкус был у пирожков, приобретенных Петровичем на станции, кстати, в 2012 году мы с Лехой чуть не отстали от поезда именно там. Еще, пожалуй, можно вспомнить зубную щетку, купленную моим другом в пути, которая сломалась в первый же раз аж в 4-х местах.

21 марта.

В 5 утра подъем. Надо успеть совершить все утренние ритуалы прежде, чем доберемся до Воркуты. Одна из ярких черт нашего народа - очереди, и если их нет, то надо обязательно организовать. Положение спасало только одно обстоятельство, почти полное отсутствие санитарных зон. Если бы конечной станцией был Адлер, то, пожалуй, пришлось просыпаться часа за 4 до остановки.

Воркута встретила нас прохладно, но ведь мы этого и добивались. Как правильно замечено - в поисках приключений главную роль играет не голова. Леха у JONa позаимствовал термометр, так что мы точно знали, насколько нам тепло или холодно в данный момент.

В ожидании следующего поезда приобрели еще одну зубную щетку для Петровича, а на сдачу взяли свечей, для проведения торжественных ужинов. Билеты на обратную дорогу здесь оказались дороже, что несколько удивило и расстроило, правда потом удалось понять почему - странная система скидок у РЖД, ну да и ладно.

Видимо с горя мы попытались отравиться в вокзальной кафешке, но безуспешно, наши желудки выдержали испытание консервным супом (прим. автора - такой чудо-суп продается в стеклянных пол-литровых банках, рекомендую употреблять в самых тяжелых жизненных ситуациях - сразу поймете, что могло быть и хуже, а это уже оптимизм).

В 9:10 подали наш поезд. Поначалу мы едем практически в пустых вагонах, а через два часа на станции Сейда поезд до отказа забивается вахтовиками - шум, гам, кутерьма. Ждать осталось немного - чуть более 2-х часов и мы окажемся наедине с белыми просторами тундры. Перед высадкой заливаем термосы горячей водой из титана и перемещаемся с вещами в тамбур - очень не терпится вырваться из поезда.

Точно по расписанию прибываем на ст. Елецкая, десантируемся, ноги в лыжи, руки в лямки, за спину цепляем санки - отправляемся в поход. Цепь гор на горизонте и даже Пайер очистились от облаков. Направление движения, очевидно, и дорога, по которой мы 4 года назад начали свой поход, на своем месте, только теперь покрыта снегом и укатана снегоходами.

До Ельца шли по дороге, как и в прошлый раз. Перед рекой к нам подъехал оленевод на снегоходе. В северных широтах, где плотность людей не так и велика, никто мимо не пройдет, всегда поинтересуются, вес ли в порядке и не надо ли чем-нибудь помочь. Так и в этот раз. После краткого разговора оленевод (имя мы не спрашивали, а он не представился), круто развернувшись умчал по своим делам.

Перешли реку по накатанной дороге и пошли по притоку Варгашор. Здесь местные жители набирают воду. Во льду прорубь, стоит ведро и лопата для расчистки снега. Не смотря на мороз, под снегом на речке оказалась вода. А так как наста здесь не было, то лыжи проваливались в снежную кашу. Тут мы попали в неудобное положение - идти быстро не получалось, вязли сани и лыжи, а вода, попадая на них, сразу же замерзала. Петрович через несколько метров снял лыжи и выбежал на голый лед, где не было воды, а у меня такого маневра не получилось - на сани намерзло слишком много снега, и они оторвались. Без саней до чистого льда добраться оказалось проще, а Леха помог потом притащить сани. С пластиковых волокуш лед очистить много времени не потребовалось, а вот с лыжами пришлось провозиться довольно долго, хоть мы их и пропитывали дегтем, обмерзли они очень качественно.

После процедуры очищения и горячего чая продолжаем путь. На переход через речки ушло не меньше часа, теперь лагерь придется разбить немного ближе чем, хотелось бы. Примерно через час прогулки решили остановиться на берегу все той же реки, потому как здесь были дрова. Кстати, в прошлый раз не заметили такого обилия потенциальных дров. Вся тундра представлялась практически ровным зеленым ковром, зимой же большая часть мелкого кустарника пряталась под снегом, а по берегам стоял ивняк, вполне пригодный для костра.

Как закоренелый полярник я схватился за лопату (купленную 4 дня назад, она даже снега не видела), чтобы отрыть снег и немного заглубить палатку. С этого началась череда маленьких неприятностей!

  1. лопата ломается при первой попытке пробить наст
  2. газ отказывается гореть как положено - слишком холодно (холодная ночка выдалась, если не ошибаюсь -21). После того, как баллоны отогрели своим теплом, горелка стала хоть как-то работать, даже растопили снег.
  3. вторая горелка мультитопливная работать на бензине отказывалась по непонятным причинам, звонок хозяину горелки не помог, да и бензина, как выяснилось, у нас меньше пол-литра. При очередной попытке ее запустить разлившийся бензин вспыхивает, огонь в тамбуре чуть ли не до крыши - мы моментально вылетаем из палатки. Попытка оказалась не удачной.
  4. в довершение Петрович опрокидывает котелок, и недоваренный суп выливается.

Когда мы выскочили из палатки после микро-теракта, вдохнули свежий морозный воздух и взглянули в небо, то увидели северное сияние. Оно хоть и было бледно-желтым, но завораживало. Фотографировать в ту ночь не стал, очень уж много всякого навалилось, хотя сам надеялся, что потом будет еще лучше, и больше, и ярче. Собственно, это сияние стало первым, которое видел за свою короткую жизнь, Алексей Петрович насмотрелся на него в отрочестве, а мне пока не доводилось.

Надо было как-то дальше жить. На свежем воздухе наши головы чуток остыли, мысли и поступки стали более конструктивными. Горелку Алексей решил разжигать на улице, дабы нам не остаться без палатки. Я же собрал разлитый суп - вода ушла, а все ингредиенты смерзлись в желтый ком - быстро поднятое упавшим не считается. К моменту, когда терпение поиссякло в борьбе с газом, Петрович победил горелку, и кастрюлька с супом перекочевала на нормальный огонь.

После сытного ужина на общем собрании единогласно было принято два решения, а именно: завтра с утра сбегать за бензином в поселок, и срочно ложиться спать.

22 марта.

Утро не заставило себя ждать. Алексей, как самый быстрый среди нас, отправился обратно в цивилизацию за ГСМ, а я остался в лагере за главного. Наломал дров, в самом прямом смысле, так как топора не было, разжег костер и стал обживать тундру.

К тому времени как я обустроился, отогрелся, обсушился и обкушался, в лагерь вернулся досточтимый Алексей Петрович, да не пустой вернулся, а с добычею в виде ведра бензина. Из его рассказа стало понятно, что здесь очень туго с любым топливом, так как заправок по близости нет, но есть добрые люди, как и везде. Нынче спонсором нашего комфортного пребывания в тундре стал некто Бабай со ст. Елецкая, он безвозмездно предоставил почти ведро горючей смеси лёгких углеводородов.

После сытного обеда собираем вещички и направляем свои стопы, а правильнее, лыжи в сторону Пайера. Ведь мы тут не просто так, а занимаемся туризмом. Вы знаете, что такое туризм? Это побольше взять, подальше унести и там съесть. Именно этим мы тут и занимаемся.

Когда смотришь на заснеженную тундру, то видишь практически бескрайнее белое пространство, кое-где торчат редкие кустики да веточки. Кажется, можно бежать на лыжах, особенно учитывая очень плотный наст, но стоит взглянуть под ноги, и понимаешь - не аккуратное движение, и лыжи можно сломать. Весь снег изрыт ветрами и похож на большой каньон в миниатюре, снежные заструги принимают самые разнообразные формы. Выглядит это очень здорово, но ходить по таким буеракам не самое веселое занятие, хотя, ко всему привыкаешь, за день мы научились выбирать наиболее удобную траекторию движения через подобные препятствия.

Лыжные прогулки по тундре сродни медитации, очень располагают к размышлениям, потому как при движении скрипит снег и шумит ветер. Для того чтобы поговорить приходится либо останавливаться, либо почти кричать. Вот и остается молча взирать на окружающий пейзаж и идти, идти, идти... Конечно, так продолжаться вечно не может, и мы делаем привальчики, перекурчики, перерывчики и остановочки. Наличие термоса с горячим чаем очень кстати в таких случаях, а еще лучше, если есть колбаса.

Бескрайние белые просторы на первый взгляд совершенно безжизненны, но если хорошо присмотреться, можно найти следы, особенно их много на возвышениях, где снег выдувается, и в зарослях ивняка. Потому как в низинах толщина снега метра полтора - два. Сегодня нам повстречались зайцы, скакавшие меж невысоких кустиков ивы.

Вечером лагерь разбили в русле реки - наличие дров в приоритете, да и ветер дует меньше. Сегодня ветер почти не прекращался, видимо, меняется погода. Походный термометр показал только -12 градусов. С наветренной стороны палатки и места для костра возвели небольшие снежные стенки. Пока занимались лагерем, к нам подкатил на снегоходе оленевод, поинтересовался нашими делами, предложил купить тапочки из шкуры оленя. Нас же интересовало, где у них стоит стадо. Он ответил - тут рядом за сопкой. Забегая вперед, отмечу - мы их так и не увидели, хотя при наличии свободного времени собирались зайти в гости.

После вкусного ужина отправились на боковую.


Назад 1/4 Вперед »

Комментарии  

-1 # Георгий 22.03.2017 04:42
Давно не читал хорошего рассказа, очень интересно, глубоко, объемно в деталях, будто сам побывал за полярным кругом и испытал чувства. Спасибо за вашу работу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # АФ 17.04.2017 21:01
Цитирую Георгий:
Давно не читал хорошего рассказа, очень интересно, глубоко, объемно в деталях, будто сам побывал за полярным кругом и испытал чувства. Спасибо за вашу работу.


Рад, что понравилось. Но на самом деле это не работа, а самый настоящий отдых. Не самый легкий, но все же.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # JON 26.03.2018 19:27
Просто чудесно! Давно не читал хорошего рассказа, очень интересно, глубоко, объемно в деталях, будто сам побывал за полярным кругом и испытал чувства. :-D
Нет, ну я серьёзно! Просто, чтобы слова не искать, поплагиатил.
Молодцы. Добрые!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Моя фотогалерея