Фотоотчеты

Место: Полярный Урал
Тип маршрута: пеше-водный
Команда: Я, Петрович, Олег, Владимирович

В качестве предыстории : прошлый поход (сплав в Архангельской области) навсегда изменил мой взгляд на северные регионы нашей необъятной страны и теперь сервер зовет и манит к себе, обещая кристально чистые реки, мшистые кочки с ягодными россыпями, и умиротворяющую, звенящую тишину, которой вы не встретите на других широтах.

Как всегда, быстро сменили друг друга осень, зима, весна... и неожиданно, нагрянуло лето. Рюкзаки собраны, билеты куплены, маршрут проложен и мы уже сидим на вокзале, ожидая свой автобус.

Стоит немного остановиться на сборе рюкзаков. В этот раз нас ожидала милая прогулочка под палящим полярным солнцем по тундре. Каких то xxx километров пешком, зато мы экономим на заброске. При подготовке маршрута я, конечно же, поинтересовался ценами заброски и был очень удивлен, поражен и обескуражен, стоимостью местного гусеничного такси. И на внеочередном собрании все члены нашей команды, узнав цену вопроса, полностью поддержали мое предложение о прогулке на своих двоих - мы идем пешком! Так вот, рюкзаки было решено ограничить по весу 30 килограммами, но как это обычно бывает, в день контрольного взвешивания оказалось это невозможно, и деваться перед стартом было некуда. Результатом нашей, беззаботности стали окрепшие мышцы ног и спины, непередаваемое ощущение легкости на каждой остановки, а также богатырский сон при любых погодных условиях и даже прямо на камнях.

22 июля

Вот мы уже мчимся по единственной и до боли знакомой трассе М7 к поезду в Нижний Новгород.

Честно говоря, на автовокзале в Нижнем, когда мы вышли из автобуса и сделали первые неуверенные шаги под рюкзаками, промелькнула в голове мысль - с таким весом не куда не пойду! может домой ?! Минутная слабость улетучилась как только взглянул на своих друзей - они ж идут, значит и я смогу. Правда сейчас, сидя в теплом офисе мне думается, что так подумал каждый, и если бы кто-нибудь озвучил свои мысли, то все с радостью плюхнулись на скамейки ожидать обратный рейс.

Скрипя зубами и костями, мы добрались до ЖД вокзала и заняли места согласно купленным билетам, предстоял долгий путь до Воркуты.

Железная дорога в районах вечной мерзлоты оставляет желать лучшего, насыпи и пути приходиться реставрировать каждый год, а поезда по ней проносятся с невероятными скоростями, как может показаться улитке, но не пассажирам. В этом есть небольшое, можно сказать, нано-преимущество. По пути на север можно рассмотреть окружающие пейзажи во всех деталях. Ничто не закрывает вид на бескрайние просторы. Одним словом ТУНДРА. И только на горизонте виден хребет Уральских гор.

24 июля

Воркута! Вокзал. Суета. Выясняем куда и когда нам ехать дальше. Берем билеты. И без промедлений отправляемся в путь до станции Елецкая. Поезд сменили быстро, а едем все так же неторопливо с долгими остановками - на одной остановке народ даже успевает сбегать на реку искупаться.

В поезде, как обычно, разночинный люд. Кто едет домой, кто на работу, кто за ягодами, а некоторые, как и мы на сплав. Последняя группа людей нам особенно близка и интересна. По пути успеваем узнать много полезного про места, в которых нам предстоит побывать.

Взгляды всей нашей компании по пути до станции были устремлены в сторону г. Пайэр - высшей точки Полярного Урала. Вершина его из редка появлялась средь облаков, чтобы снова скрыться. Наш путь пролегал по перевалу под Пайэром и в планах было покорить гору. Компания из соседнего купе скептически относилась к нашим намерениям и не верила, что нам это удастся, редко кому выпадает удача - обычно вершина остается укутана облаками, и не смотря на кажущуюся простоту - чуть менее 1.5 км высота, покоряется далеко не каждому. Мы планировали пройти рядом и у нас мало шансов на то, что погода позволит совершить восхождение, а задерживаться нам было нельзя.

Пока туристы мне травили душу рассказами о рыбалке на оз. Варчато Олег, наш учитель и наставник, разговорился с представительницей прекрасного пола, да и к тому же коренной жительницей. Чуть позже Петрович, а потом и я присоединились к их беседе с целью собрать как можно больше разведданных об их жизни. А жизнь коренного населения, как и во многих других местах, совершенно поменялась с приходом цивилизации, к тому же в советскую эпоху пытались полностью поменять ух жизненный уклад, а это порой приводит к очень печальным последствиям.

Олег практически подписал договор о бартерных поставках хрена (огородного) за полярный круг (у них он почему-то не растет - почва видимо не та) в обмен на вяленого муксуна (который в свою очередь не растет у нас ), но нам уже было пора выходить.

Мы вывалились из поезда с пожитками и оперативно облачились в походное обмундирование, чтобы поспешить к Пайэру - нашей путеводной горе, а спешили потому, что уж больно долго ехали и порядком надоела вокзальная жизнь за эти два дня (для справки : добирались 55 часов. ). Начинался поход.

Тронулись в путь в 16 часов и нам еще предстояло пройти часть маршрута. Светило солнышко, под ногами хрустела щебенка, и к нашей радости никаких кровососущих не наблюдалось. Метров через 800 дорога вывела нас к реке Елец. Олег, не останавливаясь пошел через реку, и вскоре фотографировал остальную часть группы в процессе форсирования водной преграды.

Стоит отметить, что дорога, начавшаяся у станции, представляла собой практически шоссе. Раскатанная вездеходами тундра была гораздо удобнее для пешей прогулки, нежели глубокий мох вперемешку с карликовой ивой и березой. Единственным минусом было то, что ее направление немного не совпадало с нашими намерениями.

Уже первые два километра пути под рюкзаками предсказали наш нелегкий дальнейший путь и принесли нам минуты блаженства на передышке. Наши короткие остановки, кроме всего прочего, скрашивали ягоды, несметными числом разбросанные на просторах тундры.

Первый день нашего путешествия был полон открытий. На дороге мы нашли березовые палки, обструганные, длиной примерно 1.5 метра, они просто лежали на дороге и обочине. Предположительно, они служили зимой вешками, обозначая дорогу. Это оказалось очень большим везением - теперь у нас появились настоящие дрова. Отсутствие дров в тундре - это одна из многих проблем, с которыми могут столкнуться туристы. Конечно, на сегодняшний день придумано много способов приготовить горячую пишу и согреться - всевозможные горелки, примусы и печи большое подспорье в походной жизни, но бывает ведь всякое. Прочитав отчеты предыдущих групп и тщательно изучив их рекомендации мы с запасом взяли газовые баллоны с горелкой, но их можно приберечь.

Кроме этого у нас была "Таганка", так мы окрестили небольшую разборную печку, которую Олег собрал для похода. На фотографии ниже она сфотографирована на фоне заката. Материалом для нее послужила обычная оцинковка, сделали для жесткости сгибы на углах, все стенки скреплялись шестью болтами с гайками. Размеры выбрали такими, чтобы помещался котелок и сковородка. Передней стенки не было, просто сверху уголок для жесткости конструкции. За весь наш поход показала себя с лучшей стороны, хотя были выявлены недочеты. Среди явных достоинств можно указать следующие моменты:

• защита костра от ветра - экономия дров очень ощутимая
  • закрытие стенки - тепло костра вверх т.е. к котелкам
  • нет необходимости делать перекладину над костром - т.е удобство приготовления еды, и экономия времени
  • удобно ставить сковородку
  • дешевизна конструкции, за счет используемых материалов

Естественно, некоторые недоработки есть, кроме того это лишний вес, но плюсов гораздо больше. Даже когда появились дрова в неограниченном количестве еду готовили на "таганке", а костер делали, чтобы греться, сушить одежду и уюта для.

Сейчас сижу и пытаюсь вспомнить тот вечер и понимаю, что не было совершенно ничего, кроме усталости, мы поели и мертвым сном уснули до утра.